Эта простая и удивительная история раскрывает нам секрет того, как можно просто и легко учить уроки с ребенком, при этом не страдая самим и не мучая детей. Гуманный подход раскрывает новые возможности и делает счастливыми детей. Это тот самый случай, когда дается некая свобода в несвободе. Дети, конечно же, обязаны учить уроки, мы не можем позволить им не учить их вовсе. Но мы можем выбирать, как нам их учить, и ребенок может выбрать, быть ему в позиции ученика или учителя, и это его привлекает и вдохновляет.
Рассказывает Паата Амонашвили.
«Каждый день мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят делать домашнее задание. Вряд ли кто-то может сказать, что дети приходят домой, сразу же садятся, открывают сумку и объявляют: «Буду решать домашнее задание с радостью!»
Но если попросить ребенка: «Научи меня, а что там в твоем учебнике математики третьего класса? Я забыл вообще арифметику и вообще буквы забыл как писать». Один из прекрасных примеров, который мы испытали в нашем детском садике (это детский садик, который находится в Грузии, там воплощаются идеи гуманной педагогики уже шестой год, для этого садика написана специальная программа). Туда два года назад из Благовещенска пожелала приехать девушка Наташа, чтобы поработать в садике. Она спросила: «Что я буду делать в садике? Может я детей чему-нибудь буду учить, например, русскому языку?» Я ей предложил: «Наташа, иди и предложи всем детям стать твоими учителями грузинского языка. Ты ведь сама хочешь выучить грузинский?»
«Да, очень хочу».
«Тогда иди и попроси».
Она пошла и вернулась через два часа. Сказала, что у нее сейчас шестьдесят учителей грузинского языка (именно столько детей было в тот день в садике, и ни один ребенок не отказал Наташе).
Позже я сам наблюдал такую картину. Сидит Георгий (ему пять лет) и показывает Наташе: «Наташа, вот как пишется буква «А». И он медленно, еле-еле выводит букву «А», чтобы Наташа увидела. Наташа повторяет, у нее получается хуже. «Нет, не так», – говорит Георгий снисходительно (он же учитель). Он чувствует себя взрослым, чувствует в себе силы, что он настоящий учитель для взрослого человека. «Нет, – говорит Георгий, – Наташа, внимательно смотри, показываю еще раз». И еще раз выводит старательно букву «А». У него получается опять криво и косо. Наташа опять повторяет, и у нее, конечно же, снова получается хуже.
«Да нет, Наташа, ты невнимательно смотришь», – говорит Георгий.
«Смотри внимательно!»
И в третий раз Георгий выписывает букву «А» для Наташи. Он в жизни бы это не сделал без ощущения, что он – взрослый. Его ощущения, его переживания взрослости оказались огромной мотивацией, чтобы выписывать раз за разом букву «А», чтобы учить Наташу. Кого учит Георгий? Конечно же себя. В первую очередь учит себя, ибо любое развитие возможно только через опыт.
Нам часто не хватает мудрости, чтобы создавать в детях мотивацию получать этот опыт. У Наташи получилось. Ей еще домашнее задание задают: «Наташа, принеси завтра сочинение «Мой день». Наташа приходит с домашним заданием, написала свой день на пол страницы большими буквами, сделала шестьдесят ксерокопий своего домашнего задания. В течение часа весь садик сидит и правит Наташино домашнее задание. Кто-то находит ошибки и бежит восхищенно к Наташе: «Наташа, смотри, здесь ты букву пропустила!» А Наташа благодарит…