Понедельник, Апрель 23, 2018
Главная > Выбор редакции > Сила традиции и её упадок

Сила традиции и её упадок


Традиции во все времена были наиболее эффективным регулятором человеческих отношений. Древние (и не очень) цивилизации сохраняли свою идентичность и величие исключительно, благодаря высокому весу традиции и приходили в упадок на этапе её ослабления. Проводя исторические параллели в прошлое, можно с определённой долей уверенности заявлять о том, что до тех пор, пока общество развивается с учётом своих традиций и обычаев, оно будет занимать лидирующие позиции по всем направлениям. Сила традиции очень велика, но сегодня этот непреложный факт ставится под сомнение и нарекается пережитком прошлого в угоду «прогрессивной» вседозволенности. Вопрос однозначно требует детального рассмотрения и об этом пойдёт речь далее.

Традиция и закон
Итак, если провести небольшой исторический экскурс (причём не имеет большого значения в историю какой именно страны), становится явно заметно, что отношения в обществе всегда регулировались с помощью двух основных инструментов – традиции и закона. Они работали в комплексе и взаимодополняли друг друга.

Закон всегда был регулятором материальной стороны отношений между людьми, а традиция имела вес в морально-этическом и духовном плане. При этом больший вес нередко имела именно традиция, особенно в более отдалённых вглубь веков государствах. Это явление можно объяснить с точки зрения элементарной эффективности – закон (набор запретных и регулирующих правил) по определению является мерой, установленной «сверху» и даже при условии её личного принятия всегда остаётся подсознательное ощущение некоей навязанности. А, как говорится, запретный плод сладок.

Если же рассматривать традицию, то её главным отличием является уклон в морально-этические нормы, при этом они не диктуются в виде сводов правил на переплетённых страницах, а усваиваются на уровне ощущений. Воспитанный в обществе с сильными традициями человек, не думает о них. Он воспринимает весь мир и своё место в нём через их призму, а значит, полностью руководствуется традициями не только на этапе принятия решений и совершения поступков, но и изначального формирования мысли. При этом источником формирования традиции является непосредственно народ, исключая каких-либо посредников в виде правителей разных уровней.
Хотя, если брать в качестве примера действительно древние общества, то правитель являлся, помимо прочего, хранителем и знатоком традиций, а потому пользовался непререкаемым авторитетом.

Традиция, как часть развития
Говоря о традиции, стоит отметить ряд особенностей, характерных для этого общественного явления. Сегодня старательно навязывается образ традиции, как атрибута неразвитых древних обществ. Однако здесь всё несколько сложнее.

Прежде всего, необходимо определиться с тем, что считать развитием общества, как таковым. Формирование торгово-рыночных взаимоотношений, которые обеспечивают товарооборот, на современном этапе является объективной реальностью. Достаточно включить телевизор или открыть газету, и создаётся чёткое ощущение, что калькуляторы обрели способность говорить. Налицо попытки в цифрах выразить всё. Даже ценность литературного произведения сегодня измеряется не с точки зрения художественной значимости и передаваемых автором идей, а через количество проданных экземпляров.

А за престарелыми родителями нередко ухаживают в желании получить заветные квадратные метры жилплощади. С юридической стороны закона – всё это вполне укладывается в понятие нормы, но вот является ли подобное признаком развитости общества?

Если взять в качестве примера «развитого» и прогрессивного общества какую-нибудь западную страну, где иметь своего юриста и психолога считается непременным условием нормальной жизни, то становится, очевидно, что успешность в материальном плане далеко не тождественна изначальному пониманию слова развитие. И это становится всё очевиднее.

Всё больше государств на законодательном уровне принимают однополые браки в качестве нормальной формы супружества. Более того, есть прецеденты попыток узаконить связи с несовершеннолетними. Всё это подаётся под видом прогрессивности и признака развития, но так ли это? Вряд ли.
Если же рассматривать общество с сильными традициями (которое, к слову, было до сравнительно недавнего времени в нашей стране),
то в нём подобные проекты социальных инженеров были бы просто немыслимы. Отсюда следует, что традиция обеспечивает не только гармоничное развитие общества, но и защиту его от различных угроз, как внешних, так и внутренних.

Война за умы
В условиях современности можно наблюдать, как ведение боевых действий между государствами с помощью физического оружия постепенно отходит на второй план, а вместо этого применяются методы с уклоном в психологию, нейропрограммирование и подобные технологии. Подобное видоизменение военного дела вполне логично. Открытое военное столкновение, особенно с равным противником потребует внушительных вложений материальных ресурсов, а также приведёт к человеческим потерям. При этом нет гарантий, что война завершится победой, а значит, доля риска получается просто огромной.

Гораздо рентабельнее выглядит намеренное изменение «исходного кода» населения противника. С помощью кинематографа, телевидения и литературы в течение длительного времени демонстрируются все преимущества определённого типа структурной организации общества и допустимых норм, демонстрация извращенного (выдаваемого как современный) вкуса жизни, при этом традиционные ценности сначала ненавязчиво и между строк, а потом и в открытую объявляются анахронизмами, которые затормаживают развитие и препятствуют естественному прогрессу. На сложившуюся личность подобное воздействие практически не оказывается, однако на этапе формирования взглядов у молодого человека, усваивается вполне действенно.

В результате подобной работы общество принимает транслируемые тезисы в качестве основных и выстраивает свою жизнь в соответствии с ними. В этом случае война уже не нужна, ведь население страны, которое ещё вчера было опасным врагом, сегодня практически не способно к сопротивлению. Более того, люди видят в агрессоре спасителя и сами встают на его сторону.

Подобная ситуация находит своё отражение в старинной народной мудрости о том, что если не воспитать детей самому, то их воспитает враг.

Традиции Руси
В качестве одного из основных методов противодействия подобной агрессии, на Руси всегда была традиция в исконном понимании этого слова. На традиции зиждилось общество и с её помощью регулировались все процессы в нём. При этом стоит напомнить базовые постулаты, о которых идёт речь.

• Уважение к старшим. Без этого невозможно организовать нормальное функционирование общества. Старейшины осуществляли руководство и являлись хранителями традиций, а потому всегда был тот, кто может напомнить запутавшемуся в житейской паутине юнцу, как поступать в той или иной ситуации.
Не уважая родителей, стариков и предков человек обрекает себя на безродность в самом плохом понимании слова, которая приведёт к ещё большему упадку впоследствии.

• Взаимопомощь. Редкий человек способен на самостоятельное существование. Когда-то агрессивной средой была природа, сегодня приходится отвечать на вызовы экономики. В любом случае, без взаимной поддержки и готовности прийти на выручку общество вряд ли может рассчитывать на какое-то развитие. Взаимопомощь это возможность всегда чувствовать друг друга, чувствовать общество и его проблемы и бороться с ними сообща.

• Культура взаимоотношений между полами. Эта тема требует отдельного рассмотрения, но если говорить вкратце, то на Руси всегда проповедовалась высокая морально-этическая планка в вопросах отношений между полами. Девушки носили сарафаны и прикрывали волосы, а мужчины всегда были готовы прийти на защиту.

Секс воспринимался, как что-то сокровенное и был недопустим до вступления в брак, хотя некоторые пропагандисты сейчас утверждают обратное. Но это всё тот же инструмент манипуляции и навязывания своей исторической картинки обществу.

В качестве конкретных примеров соблюдения традиций можно упомянуть то, что слово старшего и мнение предков вообще, приравнивалось к одному из критериев оценки истинности любого явления, а потому его вес переоценить сложно. Благословения старейшины рода просили, отправляясь на охоту, перед походом на войну, для бракосочетания или перед решением любого важного вопроса.

Что касается взаимопомощи, то она была вполне естественной формой отношений. В одиночку человек не мог ни построить дом, ни добыть пропитание, ни защититься от врага. Взаимопомощь полезна всем, ведь подобно тому, как во время перетягивания каната успех команды возможен только при слаженной работе и общих усилиях, достижение благополучия в обществе сопряжено с помощью ближнему.

О культуре взаимоотношений полов следует сказать, что одним из средств её достижения является раздельное обучение детей.
У мальчиков и девочек разные социальные задачи, они разные по темпераменту и скорости развития. Преподавать им одни и те же предметы, при этом проводя занятия в совместном классе зачастую бывает неэффективно, в силу их психофизического отличия. Совместное обучение (особенно в старших классах) приводит скорее к отвлечению внимания, чем усвоению материала. Предки это знали и применяли повсеместно.

Упомянутые правила прививались с детства и соблюдались неукоснительно. Это позволяло не только избавиться от необходимости дополнительного регулирования, но и выступало в качестве эффективной защиты от стороннего вмешательства.

Традиция – не клетка
Для современного человека подобное описание традиций может вызвать ассоциации с запретительными мерами и отчасти это так, однако такое понимание вопроса говорит о поверхностном его изучении.

На самом деле, жизнь в соответствии с традициями обладает рядом преимуществ, отрицать которые вряд ли будет признаком разумности.
Традиции по определению своему сложились в результате многовекового опыта совместного сосуществования группы людей.

Все постулаты традиции многократно проверены, а потому, их некоторая простота является не признаком недостаточной развитости, а свидетельствует о том, что это лучший вариант из возможных.

Например, в старину многие предметы обихода производились из натуральных материалов (древесина, береста, глина) и можно подумать, что это является признаком примитивизма.

Однако при сравнении с современными пластиками (отнюдь небезвредными) всё становится понятно. То же самое касается и общественных норм, которые регулирует традиция.
Ограничения в традиционной организации общества испытывают лишь те, для кого вседозволенность является нормой. Человек, который живёт в соответствии с принципами морали, наоборот почувствует облегчение, если так же будут жить все.

А именно это и происходит естественным образом, когда общество обращается к своим корням. Традиции – это не кабала или клетка для личности, это предложение лучших из возможных вариантов организации взаимоотношений, которые прошли проверку веками. Так что возрождение традиции является одной из первоочередных задач, которые стоят перед современным обществом.

На этом тема не исчерпывается, конечно же, и мы продолжим разговор о различных аспектах традиции, таких как культура взаимоотношений между полами, культура уважения старших, духовные и моральные ценности как основа сильного общества и т.д.

Подготовил Евгений Москалёв.

Добавить комментарий

Войти с помощью: